О нас

В то время как вся история издательского дома «Музыка — П. Юргенсон» насчитывает более полутора веков, ее современный период — это последние пятнадцать лет. Сегодня основу издательского дома составляют два самостоятельных издательства: возродившаяся после трудных лет перестройки «Музыка» и восстановленный после 85-летнего забвения «П. Юргенсон». Эти по-своему великие бренды, соединенные под крышей одного издательского дома, не только не конкурируют, но, напротив, дополняют друга.

К двум этим издательствам примыкает третье — «Гамма-пресс», выпускающее главным образом книги общегуманитарной тематики, но в отдельных случаях также участвующее в работе над музыкальными книгами совместно с «Музыкой» и «П. Юргенсоном».

Серьезную помощь в деятельности издательского дома, особенно в осуществлении новых проектов, оказывает Международный благотворительный фонд П.И. Чайковского.

«Музыка» сегодня

«Музыка» — крупнейшее российское музыкальное издательство. Возникшее на основе национализированной в 1918 году знаменитой нотоиздательской фирмы «П. Юргенсон», «Музыка» продолжает великие традиции своего дореволюционного предшественника. Издательство и сегодня следует принципу широчайшего тематического охвата выпускаемой продукции, которым славилась «Музыка» советского периода. Ныне это ведущее в стране издательство в сфере музыкально-педагогической литературы, нот и книг по всем главным областям музыкального творчества.

Современная «Музыка» — это не только традиции, но и новации. Здесь родились и активно разрабатываются интерактивные электронные издания (ИЭИ), новинки, уже ставшие частью учебного процесса: электронная библиотечная система E-MUSICA, интерактивные учебные пособия для общеобразовательных и специальных учебных заведений.

Современный «П. Юргенсон»

Издательство, возродившее в 2004 году знаменитый бренд, считает для себя наиболее важным выпуск произведений русской музыки. Здесь увидели свет все главные инструментальные произведения П.И. Чайковского, все основные сочинения С.В. Рахманинова, редко издаваемые сочинения других русских композиторов и опусы современных авторов, разнообразные транскрипции и переложения, основанные на документальных источниках книги и альбомы, нотные издания в формате Urtext&Facsimile.

«П. Юргенсон» — еще и крупная книготорговая фирма, представляющая в России продукцию знаменитых мировых издательств «Schott», «C.F. Peters», "Bärenreiter", «Belaieff», «Ricordi», «HalLeonard», «EditioMusicaBudapest».

«Гамма-пресс»

Частью издательского дома является и издательство «Гамма-пресс», специализирующееся на выпуске книг широкой гуманитарной тематики. Уникальные, основанные на впервые публикуемых документах издания, выполненные на высочайшем полиграфическом уровне книги-альбомы, исторические монографии, мемуары вызвали заметный общественный резонанс. Продукция издательства «Гамма-Пресс» была удостоена наград и дипломов. Триумфом стало получение Гран-при на Национальном конкурсе «Книга года — 2012» за двухтомник, посвященный 100-летию ГМИИ им. А. С. Пушкина. На конкурсе «Книга года — 2013» издательство получило диплом в номинации HUMANITAS за монографию О. С. Поповой «Пути византийского искусства».

Хронология Хронология Хронология

История издательского дома

Составление и научная редакция П.Е. Вайдман
П.И. Чайковский — П.И. Юргенсон. Переписка в 2-х томах

Издательство «Музыка» — преемник и продолжатель традиций знаменитой фирмы «П. Юргенсон», основатель которой, Петр Иванович Юргенсон (1836–1903), начал свою деятельность на музыкально-издательском поприще в 1861 году. Ближайший друг и сподвижник П.И. Чайковского, Юргенсон был главным издателем его сочинений, фигурой огромного масштаба и широчайшего кругозора. Масштаб личности и деяний издателя открывается лишь сегодня с публикацией новых документов, к которым можно отнести издание двухтомной переписки с ним Чайковского (М.: П. Юргенсон, 2011, 2013).

К концу XIX века Петр Иванович сумел вывести свое издательство на уровень крупнейших мировых музыкальных фирм. Благодаря ему десятки композиторов обрели известность, был создан целый пласт педагогической литературы, опубликовано множество произведений отечественной и зарубежной музыки. После смерти П.И. Юргенсона издательское дело успешно продолжил его сын Борис Петрович Юргенсон (1868–1935).

В 1918 году фирма национализируется и продолжает работу как подразделение Музыкального отдела Наркомпроса, а затем (с 1921) — как Музсектор Госиздата. В 1930 году учреждение приобретает самостоятельность и отныне называется Государственным музыкальным издательством (Музгиз). В 1964 году оно получает нынешнее свое название — «Музыка».

В течение семидесяти лет советской власти издательство было главным производителем нотной и книжной музыкальной литературы, которая печаталась огромными тиражами. С деятельностью издательства связаны имена известнейших музыкантов — Б.В. Асафьева, Р.М. Глиэра, Н.С. Жиляева, Д.Б. Кабалевского, П.А. Ламма, Н.Я. Мясковского, С.С. Прокофьева, Г.В. Свиридова, А.И. Хачатуряна, Ю.А. Шапорина, В.Я. Шебалина, Д.Д. Шостаковича, А.Я. Эшпая и др. Учебники всех уровней, разнообразные хрестоматии, академические собрания сочинений, опусы современных композиторов, музыковедческие исследования — не существовало такого вида музыкальной литературы, который не был бы представлен в каталогах «Музыки».

В годы «перестройки» издательство лишилось мощной финансовой поддержки государства, тяжелая экономическая ситуация и ряд других обстоятельств поставили его на грань выживания. Понадобились огромные усилия нового руководства и высокопрофессионального коллектива сотрудников, отдавших работе в «Музыке» десятки лет, чтобы выправить ситуацию и вернуть предприятию лидерство в области издания классической музыки и учебной литературы.

Современная «Музыка» сохраняет великие традиции крупнейшего музыкально-издательского центра страны. Диапазон издаваемой литературы огромен. Прежде всего, это широкий спектр музыкально-педагогической литературы. В последние годы ведется большая работа по созданию пособий для преподавания музыки в общеобразовательных организациях. С 2016 года АО «Музыка» внесено в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказ Минобрнауки от «9» июня 2016 г. № 699).

Предметом особой заботы являются многотомные нотные издания, среди которых «Собрание сочинений А.Н. Скрябина», антологии русской музыки для баяна, виолончели, скрипки, фортепиано. Издательство сотрудничает с известными музыкантами современности, предлагающими как свои сочинения, так и высокохудожественные обработки и переложения классики. Среди них — Д.К. Алексеев, Г.И. Гладков, В. Деревянко, А.Б. Журбин, В.К. Тонха и др. Большое внимание уделяется методической литературе и книгам, среди которых стоит особенно выделить первое в России полное издание писем Л. ван Бетховена в четырех томах.

Революционным для отечественного музыкального образования шагом стали инновационные разработки «Музыки» по созданию электронных изданий. В ЭБС E-MUSICA представлены озвученные версии известных пособий и учебников. Здесь же пользователи найдут популярные и редкие нотные издания, методические пособия, книги о музыке. Особое внимание издательство уделяет разработке электронных образовательных ресурсов: новые учебно-методические комплексы включают в себя слайды с обучающими мультимедийными материалами, интерактивные задания, тесты. Их можно использовать как на интерактивных досках, так и на всей линейке современной компьютерной техники. Электронные новинки «Музыки» показали свою успешность в более эффективном восприятии материала, развитии слуховых навыков и вошли в современную педагогическую практику.

«С издательством «Музыка» я связан столько, сколько помню себя, — с момента, когда в детстве меня стали учить игре на фортепиано, и по сей день, — сказал выдающийся композитор современности Родион Константинович Щедрин. — Ведущая начало от дореволюционного «Юргенсона», — своего предтечи, чья история и достижения впечатляют и вдохновляет нас сегодня, — «Музыка» прошла через сложные времена и выжила. Она и в наши дни, в начале XXI века, находится в ряду авторитетнейших мировых издательств».

Составление и редакция П.Е. Вайдман
Неизвестный Чайковский

В своем завещании, написанном в 1903 году, Петр Иванович Юргенсон просил сохранить издательство непременно под его именем. Однако судьба его фирмы оказалась весьма драматичной. Начиная с 1918 года, знаменитый российский бренд исчезает на долгие десятилетия. Но музыканты продолжали пользоваться старыми юргенсоновскими нотами, с трепетом прикасаясь к пожелтевшим страницам прекрасных изданий. В 2004 году по инициативе генерального директора издательства «Музыка» М.А. Зильберквита, поддержанной правнуком издателя Б.П. Юргенсоном, в России снова появилось музыкальное издательство «П. Юргенсон». Хотя оно, разумеется, не может достичь производственного размаха своего предшественника, вся его деятельность ведется в соответствии с заветами и принципами П.И. Юргенсона, главный из которых — пропаганда отечественной музыки.

Молодое издательство завоевало большой авторитет в России и за рубежом, осуществив за небольшой срок ряд уникальных проектов:

– издание сочинений П.И. Чайковского и литературы о нем стало продолжением традиции, начатой основателем дореволюционного «П. Юргенсона»; фонды библиотек России и мира пополнились новыми нотными и книжными изданиями; среди них — более 50 наиболее важных инструментальных и вокальных сочинений композитора, двуязычный (русско-английский) «Тематико-библиографический указатель сочинений П.И. Чайковского», двухтомник переписки Чайковского и Юргенсона, книга «Неизвестный Чайковский» и ряд других;

– научно-комментированные издания, которые также восходят к заветам П.И. Юргенсона, ратовавшего за чистоту авторского текста; впервые в России опубликован уртекст «Картинок с выставки» М.П. Мусоргского; «Времена года» П.И. Чайковского изданы как уртекст и факсимиле; подобное издание, соединившее «под одной обложкой» авторский текст, комментарии и факсимиле, не выпускалось ни в России, ни за рубежом;

– осуществлена публикация всех главных сочинений С.В. Рахманинова;

– издание малоизвестных сочинений прошлого и настоящего позволило обогатить репертуар современных исполнителей и расширить представление о русской музыкальной культуре;

– «П. Юргенсон» публикует сочинения современных авторов — партитуры митрополита Илариона, сочинения Г.А. Канчели, В.А. Полторацкого, Р.К. Щедрина, молодых композиторов.

«П. Юргенсон» является также крупной книготорговой фирмой, представляющей в России ноты практически всех знаменитых мировых музыкальных издательств, фирмой, которой удалось выстроить долговременные отношения с зарубежными издательствами и завоевать авторитет надежного партнера, достойного представляющего их продукцию в РФ.